Ñòåíãàçåòà ÕüþÔèøåðà

  Главная страница » Изба-читальня » Наклоноведение » Конференция » Ссылки » Френдюшник » Фотоальбом » mln

ХьюФишер

О новом в мировой поп-культуре

"Мы почти научились смеяться, но как ни крути -
Что-то стало с глазами когда-то загадочных женщин…"
А.Макаревич

Сегодня наша эстрада, как никогда, радует новыми талантами и открытиями в мировой культуре. Одна Катя Лель с песней-шлягером "Мой мармеладный" чего стоит. "Попробуй мма-мма, попробуй джяга-джага", если первое идиоматическое новшество в русском языке можно с некоторой натяжкой транслировать, как растянутое "мама" или "меня" (от французского "муа"), то второй ребус под названием "джяга-джага" мне решить не удалось. Чисто фонетически, возникают ассоциации, связанные с Кавказом. Может это какое-нибудь кавказское блюдо или острая приправа, которую подают к мармеладу. Может быть… Но это еще не все. "Попробуй ымм-ымм, мне это надо-надо". Здесь налицо явное междометие "ымм-ымм". Старый афоризм, что из песни слов не выбросишь, в наше передовое время уже не работает…

Но песня безусловно заслуживает особого внимания, и потому я не поленился и подобрал ее на гитаре. К моему удивлению вся мелодия укладывается в три аккорда, а точнее- тонику, доминанту и субдоминанту, называемых в народе "3 блатных"…

Заинтригованный этими обстоятельствами, я стал внимательней прислушиваться к другим часто прокручиваемым хитам.

Вот следующий пример для подражания. Песня "Невеста"… К сожалению, у меня плохая память на тексты, и потому за точность цитирования я не ручаюсь, но общий смысл, поверьте, не пострадает. "Я стану честно-честно честное Ё твоей невестой честно честное Ё". Когда я вникал в открывшуюся мне бездну этих, на первый взгляд незамысловатых, слов, я плакал, но это были слезы счастья. Я никогда не умел писать толковых стихов, а здесь такое озарение, такой авангард. Зачем потеть и ковыряться в носу, подбирая слова в поисках рифмы и ритма. "Трудные участки" можно задрапировать элегантными междометьями! Я снова взял в руки гитару. Припев уложился в … ДВА аккорда! В тональности ре-минор - это Dm и Am.

Но Бог и любой уважающий себя аналитик любят троицу. Завершающим аккордом послужила песня про кошку, к сожалению не знаю ее названия. "Когда-то, в следующей жизни, когда я стану кошкой, ыммы-мммы-мммы"… Все, братва! Абзац!

По сравнению с этим, мой любимый и незаслуженно забытый поэт-песенник Богдан Титомир - прям-таки Александр Галич! По крайней мере, ему хватало таланта не использовать в текстах междометий. Ну разве что, самую малость, для подогрева публики, крикнет отрывисто напоследок "ЙО!…ЙО!…ЙО!". Но ему это простительно. Тяжелое детство… шестой этаж… скользкий подоконник… А здесь молодые, энергичные, благополучные… Не понимаю…

Хочу отметить, что моего лукавства здесь нет. Выше упомянутые произведения долгое время занимали лидирующие места в народном хит-параде "Золотой граммофон".

Такими темпами, лет эдак через пять, шлягерами будут песни с одними междометьями… И с одним аккордом…Ля-минор, если это грустная песня, До-мажор - если песня веселая…

И как-то пусто становится в этих сумерках….Яду мне! Яду! ©


Егор Наклоняев

Вместо послесловия

"Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом." [Екк.7:10]

Хорошую заметку написал Хью, даже за душу берёт. И правда, куда это мы катимся: аккордов мало, сплошные междометься, вот раньше, помнится...

Окончательно расстроившись от осознания близости армагедеца всей музыке, взял я балалайку, и стал задумчиво наигрывать "Во поле берёза стояла". Сыграть эту песню, если задаться целью, на балалайке можно тремоло играя всего на одной струне, поскольку гитарных аккордов, в трактовке ХьюФишера, там всего два и оба содержат ноту "Ми", то есть вторую и третью струну. Кроме того, песня содержит загадочные междометия "Люли-люли", идетификация которых также трудна как и "Джага-джага". Стал я перебирать различные народные песни: практически все играются на "трёх блатных", что само по себе для человека, знакомого с музыкальной грамотой не понаслышке, удивления не вызывает.

А удивление вызывает несколько иное, на что совершенно не обратил внимание уважаемый Хью. И это не убогость текстов - чем проще тексты, тем они ближе к народу, да и зачем слова, когда поёт душа, - и не количество аккордов: играть на гитаре надо лучше, тогда и аккордов будет больше, причём название некоторых и не выговоришь даже трезвым. Удивляет именно то, что нет песен на нашей эстраде, которые русский человек в состоянии спеть по пьяни, когда душа поёт. Как пели песни группы "Кино" по подворотням, так и поют, а в кабаках сплошь "Владимирский централ". Тут насмешливый читатель меня поправит, мол, как же группа Любэ или Газманов? Отвечаю: сколько живу, не разу не слышал в переходе чтобы молодежь пела эти песни от широты души. Разве, только, чтобы на гниль давить и денежки собирать в переходах. Вот представьте сами картину: накушались вы водочки, достали гитару и начали горланить: "Комбат, батяня, батяня, комбат". Представляете себе реакцию окружающих? То-то. А если сыграете, например, "На поле танки грохотали", то Вам еще и нетрезвыми голосами подвоют и будет всем хорошо и радостно от приобщения к культуре. А что ещё надо пролетариату после нелегкой трудовой недели? Исходя из этого, песни в стиле "бубль-гум" - это именно то, что должно играть на патефоне в фоновом режиме, когда душа ещё поёт, но язык уже не слушается.

И какая, спрашивается, из всего этого следует мораль? Думаю, никакой. Всё идёт вполне естественным образом к тепловой смерти Вселенной, так что особо печалиться не о чем.


ХьюФишер

Эпилог

"Поэт торжественно везет свои мысли на колесницах ритма - обыкновенно потому, что они не идут на своих ногах.
Ф.Ницше

Откровенно говоря, Егор Максудович, меня удивляло - почему так долго нет Вашего послесловия. Я оставил достаточно "свободных" позиций для наклона Вашего покорного слуги. Это и "междометья", и "число аккордов". Ну вот, свершилось. Совершенно с Вами согласен, что не "числом аккордов" определяется ценность той или иной мелодии. Так мелодию не оценивают. Но, как это ни смешно, "число аккордов" хоть и косвенно, но все же является некоторым показателем глубины и оригинальности заложенной гармонии. Это отнюдь не достаточное, но, на мой взгляд, необходимое условие чего-то действительно хорошего.. Что я хочу сказать. Попробуйте сыграть на 3 блатных… да хотя бы тот же "Вальс Бостон". Вряд ли у Вас это получится, разве что в кругу невинных жертв медвежьей поступи. Да, множество запоминающихся народно-блатных мотивчиков утопчутся в эту злополучную троицу, но это ли достойно Эстрады. О том и речь.

Опять-таки соглашусь с Вами, что число аккордов может варьироваться в зависимости от знаний и умений аккомпаниатора. В пределе, можно на каждую нотку воткнуть какой-нибудь "джазовый"("септ", "секст", "нано", "dim", таинственный "sus") аккорд и сделать из говна конфетку. Но когда Ваш покорный слуга говорил о "количестве аккордов", он имел в виду - минимальное число аккордов, необходимое для нережущего слух аккомпанемента. По поводу междометий, пожалуй, я был не прав. Действительно, наша ментальность допускает стонать, мычать, крякать, гавкать и мяукать в песнях. Но опять же, междометия тоже надо вставлять "по теме". Упомянутое "люли-люли" отнюдь не аналог "джага-джага". Если в первом случае - это красиво, колоритно, задорно, "от души" и не в угоду рифме. То "джага-джага" вставлено, по большей части, от безысходности, в качестве рифмо и ритмозаплатки. Но спорить не буду, "драйв" (раньше говорили - "кураж") был найден и очередной хит завоевал наши бесХИТростные сердца. А победителей, как известно, не судят…

С благодарностью за предоставленную возможность по…дискутировать,
Искренне Ваш, Хью.

ЗЫ: Хью-акын виртуозу-балалаечнику, Наклоняеву:
- Максудыч, а "Сонет 90" (В.Шекспир-С.Никитин) слабо? На балалайке?..


Ссылка по теме: Шит-парад

   Обсудить
в форуме
   Написать
авторам
   Добавить
ссылку
   Посмотреть
ссылающиеся
страницы
   О проекте,
политика сайта
  Дизаин сайта © 2001-2004 ЕМН
Автор текста:HueFisher (Baikonur 2002)
Labelled with ICRA